12:49 Диагностическое исследование | |
В анкетировании приняли участие всего 200 обучающихся 5-11 классов. Цели анкетирования: – определение содержательной стороны направленности личности, отношения учеников к окружающему социуму; – определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций обучающихся; – определение градации личностных качеств, входящих, по мнению учащихся, в понятие «патриот».
I. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: 1. Да – 54%. 2. Нет – 8%. 3. Частично – 23%. 4. Не знаю – 15%. Таким образом, больше половины относят себя к патриотам. Частично относят – 23%.
II. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие ответы: 1. Школа – 36% . 2. Родители – 29% . 3. Окружающие люди – 6% . 4. СМИ – 6% . 5. Другое (указывали, что самостоятельно сделали выбор) – 23% Подводя итоги, можно сделать вывод, что наибольшее влияние оказывают школа и родители, меньшее влияние – СМИ, окружающие люди.
III. На вопрос: «По каким признакам определяется понятие патриотизм» мнения анкетируемых распределились следующим образом: 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своему народу – 16%. 2. Интернационализм, готовность к сотрудничеству ради блага страны – 5%. 3. Любовь к родному дому, городу… – 44%. 4. Стремление трудиться для процветания Родины… – 34%. 5. Не актуально для современной молодежи – 1% . Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание и бескорыстная любовь. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать как адекватное понимание повседневного патриотизма, значение которого наши ученики понимают в полной мере.
IV. На вопрос о том, какие качества и ценности должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты (учащимся предлагалось оценить свои личностные качества и ценностные установки по 10-ти балльной шкале). Вот, что мы получили: 1. Наибольшую значимость респонденты придают стремлению к познанию, развитию, активной деятельной жизни. Уровень развития качеств в среднем – 8 баллов. 2. Вторую по значимости строчку заняли здоровье (физическое и психическое), ответственность, твёрдая воля, жизненная мудрость. Развитие у себя этих качеств ученики в среднем определяют на 6 баллов. 3. Третью строчку в системе ценностей наших детей занимают счастливая семейная жизнь, свобода. Свою воспитанность, трудолюбие в среднем оценивают на 8 баллов. 4. Больше половины респондентов также отмечали такие качества, как рационализм, образованность, материальную обеспеченность, наличие хороших друзей. 5. В характеристику патриотизма ученики 5-11 классов не включили такие качества, как непримиримость к недостаткам в себе и в других, самодисциплину, чуткость, уверенность в себе, высокие жизненные запросы, аккуратность. Это, по их мнению, не самые важные показатели. Некоторые ответы были несколько противоречивы, например, одним человеком выбирались исполнительность и независимость.
V. На вопрос о том, какие качества важны в кругу друзей и родных обучающихся были получены следующие ответы: 1. Наибольшее количество респондентов выделило честность, порядочность, принципиальность - 52%, взаимопонимание – 38% и готовность помочь – 30%. Минимальное количество опрашиваемых назвали интерес к политике – 8%, наличие денег - 5%.
VI. На просьбу продолжить предложение: «Быть достойным гражданином своей страны, значит быть…» наряду с лаконичным «…значит быть патриотом» были получены и весьма разнообразные ответы. Приведу некоторые из них.
1. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть мудрым и умным, материально обеспеченным человеком. Уважать законы и блюсти традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Быть готовым помочь близким и нуждающимся в помощи людям. Быть сильным физически и духовно. Уметь пожертвовать ценное на благотворительность. Быть свободным и счастливым и делиться счастьем с окружающими. (11-А класс). 2. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть ответственным, трудолюбивым и терпеливым. (10-Б класс). 3. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть, в первую очередь, хорошим человеком. (9-Б класс). 4. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть человеком, верным своей Родине. (8-А класс). 5. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть мужественным, честным и порядочным. (7-А класс). 6. Быть достойным гражданином своей страны, значит быть честным, смелым, служить Родине и не забывать свои традиции и предков. (6-Б класс). 7. Быть достойным гражданином своей страны, значит любить свою Родину. (5-А класс).
Подводя общий итог анкетирования, можно заметить, что обучающиеся знакомы с понятием «патриотизм»: выделяют качества, которые присущи патриоту. Ученики отмечают, что для них любовь к Родине начинается с любви к родным, дому, школе. Анализ диагностики позволил сделать вывод, что моральные нормы общества первоначально предстают перед подростками в форме требований, предъявляемых родителями, педагогами, где прививаются такие качества, как ответственность, уважение к окружающим. Большинство учеников школы имеют ярко выраженную гражданскую позицию и гуманистический взгляд на мир. | |
|
Всего комментариев: 0 | |