12:43 Выступление на Рождественских чтениях учителя начальных классов Селивановой Г. Н. | |
От слов своих оправдаешься и
от слов своих осудишься. Мф. 12, 37. Да будут слова уст моих…бла- гоугодны пред Тобою. Пс. 18, 15. Злое слово и добрых делает злы- ми, а доброе и злых превращает в добрых. Прп. Макарий Великий. Слова, слова , кругом слова. А что означают наши слова? Всегда ли мы за-думываемся над ними? Дар слова, данный нам от Бога, несомненно, принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Своё Слово. Слово человече-ское , подобно Слову Божию, постоянно пребывает при отце своём и в отце сво-ём-уме, будучи с ним едино и вместе отделяясь от него неотдельно. Слово человеческое ведомо одному уму , из которого оно постоянно рождается и тем выражает существование ума. Существование ума без слова и слова без ума мы не можем представить себе. Когда ум захочет сообщиться уму ближних , он употребляет для этого своё слово. Слово , чтобы приобрести способность общения , облекается в звуки или буквы. Тогда невещественное слово делается как бы вещественным, пребывая в сущности своей неизменным. И Слово Божие, чтоб вступить в общение с человеками и спасти их , вочеловечилось. При основательном взгляде на слово человеческое делается понятна и причина строгого приговора Господня ,которым определено и возвещено , что «человеки» дадут отчёт в каждом праздном слове. Божественная цель слова в писателях, во всехучителях , в пастырях – наставление и спасение «человеков». Какой же страш-ный ответ дадут те, которые обратили средство спасения в средство развращения и погубления! Святой Григорий Богослов писал стихами с возвышенною, глубоко благочестивою целию: доставить христианскому юношеству чтение и образы в поэзии ,сделать для них ненужным изучение языческих поэтов, дышаших сладострастием и прочими страстями. Я процитировала из письма Святителя Игнатия Брянчанинова «Рассужде-ния о человеческом слове в сравнении со Словом Божиим, пожелание последовать цели Григория Богослова» и обратила внимание на то ,как он обращается к человеку-писателю. «И паки благодарю за труд, принятый Вами для посе-щения меня, призывая на Вас благословение Божие и прося Ваших святых молитв, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть…». Вы сами понимаете ,о каком состоянии ума можно узнать слыша бранную речь и какими «вещественными» словами мы себя окружаем сами. Может,поэ-тому так и живём: говорим не задумываясь ,суетясь и живём не думая,суетливо. Наше общение с ближними осуществляется через слова и беседах с ними. Понимаем ли мы всю меру нашей ответственности перед Богом за произносимые слова? Слово- это проводник , через который вливаются в душу не только мысли и образы , но и поток ощущений , переживаний, чувств и пожеланий. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский : « Из существа мыслящего духа рождается слово, присущее ему, в себе показующее мысль и равное ей; от мысли и с мыслию исходит дух, почивающий в слове и в слове сообщающийся слушающим; этот дух вполне равен и мысли , и слову и присущен им. Например, в слове Люблю видищь и любящее начало , и слово , от него рождённое, и ощущаешь какое-то приятное дыхание любви». А вот как говорит о слове о. Павел Флоренский: «Слово есть эманация воли человека; это выделение души его ,самостоятельный центр сил- как бы живое существо, с телом, сотканным из воздуха и внутренней структурой- фор-мой звуковой волны». Всем известно могущество слова в устах выдающихся ораторов, вождей народов. Сам ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, СЫН БОЖИЙ ,назван Его ближним учеником –Евангелистом Иоанном , как воплотившееся СЛОВО- Логос, Которое « в начале было … у БОГА » (Ин. 1, 1-2). Слова ГОСПОДА имели необыкновенную силу: « Никогда человек не говорил так» (Ин. 7, 46) ,говорили про НЕГО иудеи , « СЛОВО ЕГО было со властью» (Лк. 4, 32). Этим словом ГОСПОДЬ воскрешал мертвых ,творил чудеса и преображал души человеческие. Также действовали словом и св. апостолы, положившие начало Церкви Христовой , и весь бесчисленный сонм ЕГО учеников во всех странах и во все времена. По существу , употребление слова не отличается от дел- действия. Как пишет свт. Феофан Затворник : «Говоря , ты рождаешь слово.Ты произнёс слово , и оно никогда уже не умрёт, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя» А митрополит московский Филарет говорит : «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать ; и может быть умягчено, как ,елей ,и тогда будет врачевать. Словами можно возвышать, очищать и облагораживать людей, прививать им веру, радость и бодрость ,возрождать в них любовь и милосердие ,сообщать душе мир и спокойствие. И наоборот- скверными словами можно убивать и отравлять душу, можно заражать всеми видами страстей, греха и порока, можно растлевать невин-ные, чистые сердца, можно отравлять существование окружающих. Если бы мы имели духовные очи, то могли бы видеть , как из наших уст часто изливается яд при нашем разговоре. Когда мы говорим обидное, колкое или грубое слово , то мы наполняем душу горечью ,обидой, досадой,раздражением. Про необходимость величайшей осторожности в беседах так говорит Св. Нифонт Цареградский : «Тот, кто не хранит всегда уст, если и весь год постится, не получает никакой пользы». В беседах часто важно не только то, что нами было сказано, но также и то, как, с каким чувством мы говорили. Можно обидеть, оскорбить или унизить ближнего при внешней видимости порядочности и безобидности слова, если в душе будет превозношение над ближним или желание обесчестить или уни-зить его. К ряду слов христианину надо себя приучать и употреблять эти слова как можно чаще. К таким словам относится слово «прости». Преп. Антоний Великий учит: «Приучи, чтобы язык твой говорил при всех встречающихся случаях всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу-«прости меня». Слово «прости» сразу смиряет нас перед Богом и ближними, говорит о сознании своей вины , сожалении ,раскаянии в ней .При этом важно то чувство, с которым говорится это слово. Его можно произнести холодно, как бы вынужденно и без чувства вины и раскаяния. Тогда оно не имеет силы, не примеряет, не соединяет сердец, не очищает души. Поэтому оно должно быть непременно «осолено»(Мк. 9,49), т.е. растворено любовью, смирением и кротостью. Тогда оно имеет полноту духовной силы. Говорить «прости» надо не только тогда, когда мы сильно обидели кого то, но тогда, когда мы видим хотя бы малейший оттенок недовольства по отно-шению к себе, начало зарождения обиды, дымку нерасположения и т. п. Эту опасность по отношению ко взаимной любви надо устранять в самом начале и самому искать сближения и искренно просить прощения даже и тогда ,когда нет сознания своей вины; вины можно и не заметить за собой, хотя она и была Как пишет схиархимандрит Софроний :«Всякий человек во всяком деле много может сказать в своё оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце своё, то увидит, что , оправдываясь, не избегнет лукавства». Смущённая душа ближнего требует от нас действительной любви, которая, как говорит ап. Павел, «не ищет своего»( 1 Кор. 13,5), т.е. не ищет оправдания себя и осуждения ближнего , а с готовностью жертвует своим самолюбием и с лёгкостью принимает вину на себя, лишь бы вернуть мир и любовь ближнего. Нам необходимо приучать себя и к наиболее почтительным и ласковым именам. Пусть как можно чаще слышат родители слова «папочка» и «мамоч-ка» , а дети – ответную ласку в словах « сынок» или «дочка» и нежных назва-ниях имён. Произносимые нами слова могут свидетельствовать о превосходстве над ближними и, может быть , в какой-то мере о презрении к ним .Такими слова-ми будут имена, оканчивающиеся на «-ка»: «бабка», «Галька» и т.д. Кто при-вык называть так своих ближних , тот сам свидетельствует о наличии у него гордости- наиболее страшного душевного порока. Слова наши не должны быть необдуманным и поспешными , мы дол-жны также опасаться как-либо нечаянно обидеть или задеть самолюбие дру-гого неуместной шуткой, двусмысленностью. Недаром народная мудрость сохранилась в пословице «Слово –не воробей, вылетит- не поймаешь». Закончить своё выступление хотела бы словами Святителя Феофана Затворника :« Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить , чтобы за каждую с его стороны непозволительность что- нибудь его укалывало ( хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поёт: как завели и пустили- и …пошла тилиликать». | |
|
Всего комментариев: 0 | |